Способы понимания феномена эмоционального выгорания и механизмы «антивыгорания». Часть 1


Выгорание как следствие нарушения баланса личности

Эмоциональное выгорание развивается, когда в жизни человека существует и наращивается дисбаланс между процессами «брать-давать», когда есть несоответствие:

  • между идеалами и возможностями;
  • между затраченными усилиями и успехами (благодарностью);
  • между затраченными и полученными ресурсами;
  • между положительным и отрицательным опытом и обратной связью;

Формы дисбаланса различаются и в высказываниях человека могут быть отражены так:

  • «Я отдаю своим клиентам гораздо больше (времени, сил, эмоций…), чем получаю от них (благодарности, результатов, любви, денег…)». Это пример дисбаланса между затраченными усилиями и полученными ресурсами.
  • «Я хочу заниматься на своей работе (тренингами, консультированием, написанием статей…), а надо (писать отчеты, сидеть на совещаниях, оформлять документацию…).» Нарушен баланс между нашими личностно-профессиональными потребностями («хочу») и обязанностями («надо»).
  • «Мне так много приходится работать, что на отдых совсем не остается времени.» Нарушен баланс между потребностью в отдыхе и потребностью в продуктивной, рабочей активности.
  • «Во время рабочего дня я постоянно на людях — мечтаю побыть в одиночестве и тишине, но на это нет времени» — нарушен баланс между потребностью в общении и потребностью в уединении.

Выгорание как следствие недостаточного контакта и заботы о «внутреннем ребенке»

Одним из внутриличностных факторов выгорания является качество контакта человека со своим «внутренним ребенком». Психотерапия часто ставит своей целью налаживание этого контакта.

Выгорание прогрессирует, когда «король в голове», внутренний взрослый, не обеспечивает безопасность внутреннего ребенка, не удовлетворяет его потребности, не соблюдает его интересы.

Внутренний ребенок — это наши потребности, желания, эмоции, творческая самореализация, спонтанность, и если мы невнимательно относимся к этой части своей психической жизни, то рано или поздно внутренний ребенок оказывается фрустрирован. Он ввергает нас в деструктивные эмоции (обиду, тоску, отчаяние, агрессию), вызывает сбои в деятельности (забывания, опоздания, отсутствие творчества), парализует деятельность, вызывает психосоматику, хаотичность или механистичность в выполнении задач. Один из феноменов эмоционального выгорания — деперсонализация, то есть исчезновение эмоций и «человечного» отношения к коллегам и клиентам, бывает спровоцирован именно невниманием к потребностям внутреннего ребенка.

«Здоровый» внутренний ребенок обеспечивает нас ресурсами, а именно силами, здоровьем, контактом с телом, позитивными эмоциями, интересом к деятельности и творческими возможностями. Верно и обратное: восстановление контакта с внутренним ребенком, обиженным и раненым, можно начинать именно с творчества, контакта со своим телом, «выращивания» позитивного мышления.

Можно сказать, что склонная к выгоранию часть личности — это одна из частей внутреннего ребенка, раненая, недополучающая ресурсы, мстящая, саботирующая.

Воркшоп в рамках VIII Московской Психодраматической Конференции, проведенный автором статьи, был посвящен творческой работе с выгорающей частью личности. Работа строилась на трех китах: знакомство с потребностями и особенностями выгорающей части, создание «поля ресурсов личности» для ее насыщения и ее интеграция внутрь ресурсного поля. Сценарий воркшопа представлен в конце статьи.

«Контейнер внутренних ресурсов»

Важным термином в психологии эмоционального выгорания являются понятия «ресурс» и «контейнер ресурсов».

Выгорание как следствие профессиональных или иных стрессов возникает тогда, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены. Иными словами, ресурсов недостаточно, и способов быстрого восстановления либо нет, либо человек ими не владеет.

В самом широком смысле ресурсы можно разделить на внешние, зачастую не зависящие напрямую от самого человека, и внутренние, или личностные. К внешним ресурсам относят время, деньги, признание и уважение других людей, особенности организационной культуры, стиля руководства, общения и проч.

Если человек в своей жизни привык опираться больше на внешние ресурсы, связанные с другими людьми или внешними обстоятельствами, а не на внутренние, то его шансы выгореть гораздо сильнее.

Ресурсы личности (внутренние ресурсы) — умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности, дающие возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни (Н.Е. Водопьянова).

Можно сказать, что у каждого человека есть своеобразный «контейнер» внутренних ресурсов. Психологические тренинги и семинары большей частью направлены на активизацию и увеличение «контейнера» личностных ресурсов человека.

Большое количество разнообразных ресурсов и доступ к ним снижают риск эмоционального выгорания.

Важным является способность проводить ревизию внутренних ресурсов и их накапливать, а также наращивать их количество. Психодрама как метод объективации внутреннего мира как нельзя лучше подходит для построения «карты внутренних ресурсов» человека, поиска помощников, сокровищ, интеграции этих ресурсов.

Еще одним способом работы над накоплением и наращиванием внутриличностных ресурсов является ролевой тренинг важных для профилактики выгорания качеств и навыков: тренинг ассертивного поведения и копинга, уверенности в себе, позитивного мышления и проч. (Разумова Е.Ю.)

Механизмы «антивыгорания»

Итак, мы выяснили, что человеку важно работать над накапливанием и развитием (наращиванием) внутренних ресурсов. Какие же навыки, особенности поведения и мышления человек может развивать в себе, чтобы предотвращать выгорание? Рассмотрим каждый из них с примерами упражнений из арт-терапии и психодрамы.

К основным факторам, препятствующим развитию выгорания, и имеющим отношение к внутриличностным, а не внешним, ресурсам, разные авторы относят:

  • активность;
  • копинг (совпадающие стратегии поведения), в том числе умение ассертивно отстаивать свои границы;
  • юмор;
  • оптимизм;
  • позитивное мышление;
  • осознанность (стремление рефлексировать происходящие с человеком события, собственное поведение и стиль мышления);
  • творчество;
  • гибкость мышления и поведения;
  • любовь к себе, адекватно высокая самооценка.

____________________

Автор статьи несколько лет ведет курс повышения квалификации для психологов школ, детских садов и центров «Профилактика эмоционального выгорания педагогов и родителей с помощью творческих методов развития личности». Смысл курса — не только в раскрытии понятия «эмоциональное выгорание», его стадий, методов диагностики и т.п. в рамках образовательного учреждения. Вторя, и, на наш взгляд, главная цель курса по выгоранию для психологов — в организации творческой, насыщенной позитивным мышлением и ресурсной работой среды для развития и самораскрытия самих психологов. Ведь часто психолог, работающий в школе или в саду, оказывается в одиночестве, втиснут в жесткие рамки требований администрации, большого количества клиентов и сильного сопротивления выгорающих педагогов.

На курсе психологи проживают методы профилактики выгорания, осознают, в чем именно состоит их выгорание, в чем заключается дисбаланс между «хочу — могу», «брать — давать», «усилия — отклик от клиентов». А затем, с помощью творческих методов (арт-, психодрама, танцедвигательные методы) идет наращивание внутреннего «контейнера» ресурсов. Параллельно идет работа над развитием позитивного мышления (как когнитивной составляющей синдрома выгорания) и ассертивного поведения (как поведенческой составляющей).

Информация о курсе и эмоциональном выгорании представлена на авторском сайтеhttp://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=612

Рассмотрим важнейшие компоненты антивыгорания — позитивное мышление, копинг (ассертивное поведение) и творчество, и приведем примеры упражнений, которые мы используем на курсе и в терапевтических группах. В конце статьи представим сценарий воркшопа по выгоранию, направленного на работу с выгорающей частью личности.

Позитивное мышление как механизм «антивыгорания»

Позитивное мышление — форма психического отражения объективной реальности, сфокусированная на положительном мироощущении и положительной когнитивной оценке любых жизненных событий. Это способность видеть положительное или полезное для себя в любой жизненной ситуации.

Позитивное мышление является сильнейшим «антидотом» для выгорания. Его навыки можно отрабатывать на психологических тренингах.

Одним из компонентов тренировки позитивного мышления являются аффирмации (утверждения, сформулированные от первого лица, без частицы «не», в настоящем времени), направленные на создание оптимистичной картины мира у человека. Пример: «Я легко встаю утром и весь день полна энергии и радости».

Упражнение:

Участникам в микрогруппах предлагается выбрать одно качество личности, над развитием которого хотелось бы поработать. В режиме мозгового штурма участники придумывают а) около 10 позитивных утверждений, в настоящем времени, через местоимение «я», без частицы «не»; б) 10-15 действий, которые человек может предпринимать, чтобы развивать это качество (они также формулируются через местоимение «я» в настоящем времени и похожи на аффирмации), в) 1-2 упражнения на развитие этого качества. На общий круг участники зачитывают позитивные утверждения (группа повторяет хором), действия, а также проводят друг на друге придуманные упражнения.

В другом варианте участники разыгрывают сценки, отражающие действия человека по развитию выбранного качества. Группа угадывает качество и действия, направленные на его развитие.

Другим компонентом развития позитивного мышления является работа с собственными ложными иррациональными убеждениями: «это мое призвание», «кто же это сделает, кроме меня?», «только я могу с этим справиться», «я должна это сделать, так как любой бы сделал это на моем месте», «это единственный способ заслужить признание и любовь», «я окажусь нищим, если уйду с этой работы», «если я уйду от этого мужчины, я точно останусь одна», «я должен это выдержать, чтобы заслужить доверие и уважение»… Такие жесткие формулы долженствования препятствуют творческому развитию человека и обретению большей гибкости и спонтанности, и требуют рефлексивной проработки.

Упражнение:

Участники работают индивидуально, затем в парах, затем на общем круге. Индивидуально каждый участник выбирает сложную для него ситуацию и придумывает несколько фраз, которые часто воспроизводит во внутреннем диалоге и которые можно назвать иррациональными убеждениями.

Основные иррациональные идеи:

  1. Для взрослого человек совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.
  2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных следует строго наказывать.
  3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.
  4. Все беды навязаны нам извне — обстоятельствами.
  5. Легче избегать трудностей, чем их преодолевать.
  6. Каждый нуждается в чем-то (ком-то) более сильном и значительном, чем он сам.
  7. Нужно во всех отношениях быть компетентным, адекватным, разумным и успешным (нужно все знать, понимать и во всем добиваться успеха).
  8. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.
  9. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
  10. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.
  11. Мы не властны над своими эмоциями, не можем не испытывать их.

Признаки иррациональных убеждений:

  • нереалистичность, абсолютизация идеи;
  • крайности (хорошо-плохо, либо-либо);
  • обобщения («так делают все…») или ошибочные предположения;
  • их сопровождают сильные неприятные переживания;
  • слова «должен», «обязан»;
  • пессимистичны, предполагают неудачный исход дела («я не смогу этого сделать»);
  • отсутствует ориентация на цель («несправедливо, что меня не ценят…»);
  • обобщающие слова — все, всегда, никогда, обязательно и проч.;
  • преувеличения фактов, влияния других;
  • нет ориентации на свои внешние или внутренние ресурсы;
  • подтекст — безнадежность, обвинение других, ощущение собственной «непризнанности».

Упражнение:

В парах участники зачитывают иррациональные убеждения и переформулируют их так, чтобы они были рациональными, позитивно окрашенными. Затем пара в форме скульптуры или пантомимы зашифровывает полученные позитивные утверждения. На общем кругу пары показывают пантомиму, зрители угадывают, какие позитивные утверждения были заложены в их основу.

Читать продолжение

Ссылка на источник