Смерть раз в неделю

Наше бессознательное глубоко и многогранно: страхи в нем сосуществуют с желаниями, агрессивные импульсы с потребностями, а авторитетные родительские образы и моральные установки – с нашим наивным внутренним ребенком, ноющим в очередной раз свое «хочу конфету». Когда аналитики в популярной форме описывают структуру личности человека, непосвященным становится если не боязно, то немного обидно: настолько многое в их жизни определяется факторами, к которым их сознанию доступ заказан. В то же время есть и области, которые, пусть и не полностью, но могут – и, в идеале, – должны быть осознаны. Это наши ценности.

Маркетологи, напрямую заинтересованные в том, чтобы найти подход к нашему бессознательному, последнее время меняют вектор деятельности. На заре потребительской психологии во главу угла ставились потребности человека, которые определяются «животной» составляющей его психики и физиологией, затем перешли к анализу желаний потребителя. Бессознательное не допускает нас так просто к нашим желаниям, о которых мы и сами часто понятия не имеем, — потому мы вынужденно фантазируем о них. Многочисленные фокус-группы, собиравшие в тесных непроветриваемых помещениях орды домохозяек, готовых за кусок мыла часами рассуждать о достоинствах его упаковки, только бы лишний раз выбраться из домашней рутины, съели денег гораздо больше, чем в результате принесли. Зато опытным путем выяснилось, что одна фантазия эквивалентна одному куску мыла (электрочайнику, набору косметики или ящику пива).

Эти и многие другие причины вынудили специалистов к попытке построить диалог непосредственно с бессознательным на его языке. Если посмотреть на кампании крупных игроков на рынке за последние несколько лет, бросится в глаза то, насколько активно они апеллируют к тому, что мы, по их предположению, ценим в этой жизни. И, надо сказать, добиваются своего.

Теория ценностей, проникшая в социологию, психологию и экономику набирает баллы вполне заслуженно: если все читали про пирамиду Маслоу в переложении, то очень немногие доходили до оригинала, в котором есть пассаж, часто опускаемый в пересказе. Высшие потребности (которые во многом пересекаются с тем, что сейчас именуется ценностями), раз появившись, не исчезают и при неудовлетворении низших. Даже несмотря на то, что остаются часто незамеченными нами.

Тот факт, что мы не осознаем большинство своих ценностей, может сыграть с нами злую шутку: деятельность, которую мы направляем на достижение определенных целей, может оказаться безрезультатной уже только потому, что эти цели для нас бессмысленны, не соответствуют нашим базовым ценностям. По сообщению Пичила студенты, проранжировавшие такие показатели своих целей как скука, фрустрация, удовольствие, прокрастинация, соответствие ценностям и т.д. – были более склонны к тому, чтобы саботировать деятельность, не соответствующую их ценностям, откладывая ее в долгий ящик.

Впрочем, наступает и определенное время в жизни каждого, когда мы осознаем свои ценности и их значимость. Как правило, происходит это уже перед смертью, когда люди снимают с себя груз ответственности за дела, заниматься которыми они на самом деле не хотели, и видят, что все это время жили не так, как хотели, боялись выражать свои чувства, мало общались с друзьями, слишком много работали – сами не давая себе возможности быть счастливыми.

Вывод: происходит так, что совершенно посторонние нам маркетологи часто знают о наших ценностях больше нас самих, погрязших в рутине и позволяющих чему-то или кому-то присваивать авторство нашей жизни. В то же время наше бессознательное, зная о том, к чему мы стремимся на самом деле, всячески саботирует достижение нами фальшивых целей, вызывая скуку, апатию и фрустрацию.

Совет №1: (для самых смелых) лягте на спину, расслабьтесь, и представьте, что сегодня ваш последний день, и времени все меньше. У вас есть всего один день, чтобы сделать то, что вы на самом деле хотите. Как только вы это сделаете, перед вами пронесется поток желаний, сожалений, тоски и надежды. Если вам действительно удастся этот момент прожить, вы получите шанс сделать свою жизнь богаче, сделать ее чуть более своей.

Совет №2: если за один раз не получится – постарайтесь умирать таким образом, по меньшей мере, раз в неделю.

Написано для ruspioner.ru.

Ссылка на источник