Щедрость

Часто происходит, что люди делают что-то для других и, не получая ничего взамен, чувствуют себя использованными. Они говорят, что другие неблагодарны, переживают себя уязвленными. Многие в ответ скажут, что эти люди действовали из эгоистических побуждений, хотели получить в итоге какую-то выгоду для себя, но это не всегда так.

Когда мы делаем что-то для близких людей, для друзей, для членов семьи, мы можем рассчитывать на то, что они тоже будут делать что-то для нас в ответ, ожидаем это. Мы рассчитываем на определенную взаимность: через нее мы переживаем хорошие отношения с ними, переживаем, что мы вместе. Такая взаимность — проявление резонанса в отношениях на физическом уровне, когда оба человека делают что-то друг для друга.

Через то, что мы предполагаем в отношениях взаимность, может отчасти стать видно, как мы переживаем себя защищенными в этих отношениях, насколько есть уверенность в человеке, с которым у нас эти отношения. Такая взаимная щедрость не изолирует, а объединяет нас, и обогащает нашу жизнь. Мы действуем так не только потому, что ценим щедрость саму по себе, но и потому, что ценим взаимность.

Безусловная щедрость не предполагает взаимности. Она, конечно, тоже может иметь место, но, если взаимности нет, это ничего не меняет. Ценность безусловной щедрости для нас существует сама по себе, независимо от каких-либо внешних обстоятельств, от того, как к ней отнесутся другие. Через нее мы переживаем свою жизнь более осмысленной. Здесь мы в меньшей степени сфокусированы на отношениях, и в большей — на том, что мы можем внести в жизнь, сделать буквально из себя. По выражению Пьеро Ферруччи, «мы становимся беднее, но чувствуем себя богаче».

В разных ситуациях мы можем действовать, ожидая или не ожидая в ответ взаимность. В то же время, когда мы ее действительно ожидаем, мы нечасто признаемся себе в этом. Многие из нас (если не большинство) понимают щедрость только как безусловную, и тогда ожидание взаимности как будто обесценивает то, что мы делаем.

Такой подход может создать трудности в ситуациях, когда мы делаем что-то, ожидая взаимность, но говорим себе и внешне показываем, что взаимность совсем не нужна (потому что считаем, что щедрость «должна» быть безусловной). Если мы и правда не получим что-то в ответ, это может переживаться как очень большая обида, как то, что с нами несправедливо обошлись, воспользовались нашим хорошим отношением.

Это может сильно разозлить: люди такие неблагодарные! В то же время, если мы говорим себе, что щедрость «должна» быть безусловной, то получается, что эта обида и эта злость как будто безосновательны, их «не должно» у нас быть. В этой точке многие начинают подавлять эти свои чувства, считая, что не имеют права или основания их испытывать, чем делают свое состояние еще хуже.

Обе ценности могут иметь место в жизни — и взаимность, и безусловная щедрость. Тот факт, что мы признаем и примем обе эти ценности, не страхует от обиды или несправедливого отношения к нам. Мы по-прежнему будем страдать, когда наши ожидания окажутся обманутыми. Но зато мы получим возможность «законно» отгоревать обманутые ожидания и обратиться к ценности безусловной щедрости, которую можно пережить, несмотря ни на что.

Ссылка на источник