Работа с эмоциями в гештальт-терапии


Навигация

Основные тезисы

1) Есть несколько базовых эмоций, с которыми можно работать в психотерапии: вина, стыд, радость, страх, тревога, грусть и злость в различных ее проявлениях

  • «Чистых» эмоций еще меньше. Это страх, злость, радость и печаль. Тревога — общее возбуждение организма, не имеющее конкретного предмета направленности. Вина и стыд не являются чистыми эмоциями, но понимание сути этих переживаний крайне важно для практики психолога.
  • Оттенков эмоций, которые находят свое отражение в русском языке — то есть обозначаются отдельным словом — гораздо больше. Я же постаралась перечислить те, для которых в рамках различных психотерапевтических школ существуют стратегии работы.
  • Еще частой темой психотерапии является скука, которую нельзя рассматривать как эмоцию, но можно понимать как особое психическое состояние, в котором преобладают «депрессивные» эмоции или субъективно их наличие вообще не ощущается.

2) То, как описывают свои эмоции люди, и то, как их стоит рассматривать психологу для того, чтобы выбрать адекватную стратегию работы, не одно и то же

Например, человек говорит: «Я чувствую вину за то, что так с ним поступил».

Но, в общем-то, если говорить о «чистых» эмоциях, то вина не есть биологическая эмоция, ее нельзя почувствовать «в теле». Физиологически, вина — это гнев (адресованный к самому себе) и страх: страх потери чего-то значимого (в данном случае принятия, одобрения и любви того человека, по отношению к которому сделан некрасивый поступок; других людей, которые могут «отвернуться», осудить, узнав об этом, или я теряю способность принимать и доброжелательно относиться к себе).

Поэтому работа с чувством вины подразумевает когнитивный и эмоциональный аспект.

С точки зрения работы с эмоциями, работа с чувством вины это работа со страхом. Она подразумевает прояснение предмета страха — чего именно боится человек. И гневом, который может завершиться прощением себя. Это важно для дальнейшей интеграции эмоций с когнитивными процессами. Следующий шаг после спонтанных реакций страха и гнева — восстановление контроля над своими действиями, оценка ситуации и выбор наиболее подходящей линии поведения.

Когнитивный аспект сводится к тому, что чувство вины — это реакция на несоответствие реальных поступков тому, что мы считаем для себя достойным и правильным. Действуя в соответствии с требованиями своей совести человек чувствует спокойствие и умиротворение. И наоборот, нарушив свои внутренние принципы, переживает то, что принято называть виной.

Психологическая работа с чувством вины (внутренняя или при помощи психолога) предполагает анализ ситуации, возможность благодаря эмоциональному состоянию обнаружить то, что, по мнению самого человека, является ошибкой, и раскаяние (принятие ответственности за причинение боли, совершение необходимых действий, которые могут что-то исправить; прощение себя за совершение ошибки).

Этот пример есть иллюстрация того, что если человек говорит о своих эмоциях, то в задачу психолога входит «распаковать» вместе с клиентом наиболее значимые его послания. «Распаковать» значит выделить отдельные, пригодные для психологической работы темы. И, даже если человек не называет эмоций, психолог может видеть через телесные проявления, мимику, позу и тембр голоса, о каких эмоциональных реакциях идет речь и действовать соответственно.

3) Биологические эмоции, имеющие свои физиологические проявления, могут быть субъективно локализованы в теле и содержательно относятся к конкретным, неабстрактным событиям, которые имеют прямое влияние на жизнь испытывающего их человека

Эстетическое чувство, отвращение, презрение, удовлетворение, восхищение можно назвать «социальными эмоциями», то есть, по сути, это не эмоции, а когнитивные конструкты, подразумевающие интеллектуальную, а не телесно-эмоциональную оценку окружающего мира. В том случае, когда человек испытывает эмоции именно телесные, искать их источник следует в чем-то очень конкретном.

Например, человек плачет, переживает сильную грусть и печаль. Он может интерпретировать свои чувства как реакцию на внешние, не относящиеся к нему события. Человек может заплакать, увидев насилие в фильме. Но и в этом случае эмоция возникнет только, если тема насилия сама по себе вызывает у человека сильные переживания (фильм тут уже ни при чем, он становится лишь внешним стимулом, который определил временное возвращение человека к его болезненному опыту).

Впрочем, этот тезис нельзя принять или опровергнуть эмпирической проверкой или научным экспериментом, поскольку субъективный опыт не досягаем полностью для объективных методов. Но, тем не менее, в практической работе психолога данный постулат часто оказывается очень полезен.

4) Нежелательная для человека фиксация на той или иной эмоции может происходить в том случае, если естественное проживание переживания блокируется, прерывается

Механизмы прерывания в гештальт-подходе

Конфлюэнция

  • Рождаясь, ребенок воспринимает свою мать, как продолжение себя. Ему кажется, что он и она — одно целое. В дальнейшем происходит дифференциация — различение себя и Другого, Я и не-Я. В речи конфлюэнция часто проявляется в устойчивом употреблении местоимения «мы», вместо «я».
  • Во взрослом возрасте конфлюэнция проявляется в том, что человек непоколебимо убежден, что другие люди воспринимают и оценивают окружающий мир так же, как он (и чувства у них должны быть такие же). И очень сильно ранится (раздражается, злится), когда сталкивается с различиями при контакте с близкими и окружающими, которые поступают не в соответствии с его имеющимися ожиданиями.
  • Человеку, склонному к конфлюэнции, трудно осознавать, какие эмоции и в отношении каких процессов он переживает. Это сочетается с тем, что ему в принципе сложно определить свое мнение, отношение, общее состояние. Такие люди склонны идентифицироваться с чем-то большим, чем они сами, или жить эмоциями и желаниями других людей, которых они сами себе выбирают (это, как правило, ребенок или супруг). Если задать такому человеку вопрос: “Что с тобой сейчас происходит?”. То, скорее всего, его искренним ответом будет — “я не знаю”.

Проекция

  • Проекция — это процесс, в котором нечто, присущее человеку — свойства, качества, поведение, отношения или чувства, приписывается внешним объектам или другим людям. Человек игнорирует свои эмоциональные переживания или импульсы, но приписывает их другим людям.
  • До тех пор пока имеет место проекция, собственное переживание отрицается и не может завершиться, а заветное желание не реализовывается. («Это не только он на меня злится, а, в первую очередь, я злюсь на него за то…»).
  • Проекция появляется там, где нет возможности принять свои личностные особенности и неприемлемые импульсы. Как только человек пытается активно противопоставить себя чему бы то ни было, он оказывается отчужденным от себя самого, от своих значимых потребностей. Спроецировав на других собственные негативные качества, человек склонен осуждать их, критиковать и бороться с ними. Спроецировав собственную беспомощность, нужду в людях — постоянно помогать другим, заботиться о них вместо того, чтобы попросить необходимую помощь для себя.
  • В речи человека, склонного к проекции преобладают местоимения «они» и «ты», «я-высказывания» практически не встречаются.

Интроекция

  • Интроекция — это процесс, в котором нечто внешнее (правила, ценности, стандарты поведения, концепции и т.д.) берутся личностью целиком, без критической переработки и проверки. В речи много выражений «Я должен», «Мне следует». Имеет место непрерывный поиск хорошего свода правил, способов жизни, нереалистичные ожидания, поиск авторитетов, мнение которых возводится в ранг абсолютного.
  • Нереалистичные ожидания рождаются из иррационального представления, что если делать то, что ожидают значимые другие, то усилия будут вознаграждены.
  • Для людей, склонных к интроекции характерен высокий уровень тревоги, страх наказания, осуждения, возможности сделать что-то «неправильно» или недостаточно хорошо. Раздражение и недовольство теми, кто обманул ожидания.

Ретрофлексия

  • Ретрофлексия представляет собой перенаправление импульса. Субъект возвращает себе то, что было адресовано окружающей среде. В предельном варианте это означает максимально возможную закрытость от окружающего мира и людей. Если перенаправляются положительные импульсы, это будет выражаться в самовлюбленности. Энергия действия по удовлетворению желания реализуется не во внешнем, а во внутреннем плане. Все имеющиеся потребности удовлетворяются самостоятельно, насколько это вообще возможно, или остаются фрустрированными. В речи часто встречаются возвратные выражения («сам виноват», «себя ненавижу», «собой горжусь»).
  • Одно из проявлений ретрофлексии — «говорение» без чувствования, едва различимые модуляции голоса, невыразительная мимика. В когнитивном плане это подразумевает отсутствие веры, надежды на то, что что-то хорошее можно получить от внешнего мира и людей. Постоянные мысли о тех же проблемах, при отсутствии изменений в самоощущении и продвижения в реализации желаний. «Говорение» вместо чувствования и «думание» вместо действия неизменные проявления ретрофлексии.
  • При полном отсутствии внешнего естественного выражения чувств могут появляться психосоматические заболевания, мускульное напряжение, телесные зажимы.

Дефлексия

  • Дефлексия также представляет собой отведение энергии от объекта, на который она была направлена, и ее перенаправление. Действия, связанные с реализацией потребности, совершаются, но либо в отношении другого, более безопасного объекта, либо подменяются «смазанными», «вежливыми» формами.
  • Характерными признаками дефлексии являются жалобы на скуку и вялость. Человек, склонный к дефлексии, может часто раздражаться на то, что близкие, начальник, коллеги, не понимают его, не «догадываются» до самых простых вещей. Если дефлектор хочет получить повышение, то он будет говорить со своим начальником и отделом кадров о чем угодно, только не об этом. Если он запланировал что-то важное, но вызывающее у него тревогу, то он сделает множество подготовительных шагов — все, кроме того что на самом деле может дать реальный результат.
  • Что это может значить в отношении эмоций? В первую очередь то, что их накал и интенсивность могут сохраняться длительное время, так как они не получают адекватного внешнего выражения. Человек, который каждый день ожидает от своего начальника, что тот догадается его повысить, будет испытывать массу раздражения на протяжении всего времени работы в компании.

Используемая литература:

  1. На основе прохождения летней программы обучения Лос-Анджелесского Объединения Гештальт-тренеров (GATLA)
  2. Виктория Дубинская, «О чувствах в психотерапии»

Читать также:

Ссылка на источник