Психология пищевого поведения: почему мы едим?

 

Сейчас  очень популярны темы диет, здорового питания, вегетарианства и прочих направлений, связанных с едой. Куда ни глянь – везде мы натыкаемся либо на изысканные рецепты блюд, либо на новинки диетологии, либо на шокирующие фотографии похудевших звезд. А как много шуток о том самом «ночном голоде», и, казалось бы – каждый знает, что это вредно, но при этом многие не могут совладать с собой, объясняя все слабой силой воли. Что же заставляет нас съесть еще кусочек лакомства, и почему нам так сложно наладить здоровое питание без борьбы с самим собой?

«Ложечка за маму, ложечка за папу…»

Сами того не зная, родители подвергают насилию ребенка, заставляя его есть. При этом доводы самые разные – что ребенок слишком худой, он слишком «мало ест», он часто болеет, и так далее. Причем подобное отношение к некой норме принятия пищи начинается уже с роддома – где по среднестатистическим меркам ребенок «должен» набрать определенный вес, а все, кто набирают меньше этой планки – попадают под раздачу и вынуждены получать питание сверх своей потребности.

Между тем, потребность в пище в разы меньше, чем многие думают. И те стандарты, которые есть в книгах – зачастую очень преувеличены, и ребенок может есть намного меньше, при этом оставаясь сытым и здоровым. Получается, что уже с первых месяцев ребенок может переедать, так как он ест не по ощущению голода в желудке, а по чьему-то представлению о нормах питания.

Важнее обратить внимание не на количество пищи, а на качество. Если говорить о детях, то важно, чтобы ребенок потреблял сбалансированное и здоровое питание. То есть необходимо выкладывать перед ним каждый день только  здоровые продукты и давать выбор, чтобы ребенок сам определял, что в данный момент ему требуется, а значит хочется. Никаких сладостей, вредностей, быстрых углеводов (хлебных и мучных изделий, максимум – хлебцы и макароны из высших сортов пшеницы). Но для того, чтобы организовать такое питание, необходимо и самим питаться таким же образом. Однако наши холодильники, как правило, наполнены совсем другими продуктами, нежели нам необходимо для здоровья.

Почему мы едим?

Зачастую пища приобретает намного больший смысл, чем она есть на самом деле. А пища должна быть пищей, то есть выполнять питательную функцию для организма. Почему же мы едим не только для физиологии, но и для удовольствия?

Читайте также:  Когнитивные искажения (cognitive biases). Часть 1.

Увы, с детства у ребенка закрепляется еда за определенными эмоциями. Например, когда ему больно, и он плачет – ему предлагают конфетку, чтобы отвлечь. За выполненные задания – пирожные. За плохое поведение – лишают сладкого. И так на каждом шагу,  день за днем, год за годом. Почему же мы удивляемся, что после скандала с супругом так тянет перекусить, а от радости мы тоже начинаем налегать на любимые вредности?

Получается, что эмоции переживаются не по циклу: «эмоция появилась – эмоция прожилась – эмоция завершилась», а по циклу: «эмоция появилась – эмоция заелась – эмоция осталась в теле». То есть мы плачем – едим – болеем, ведь эмоции наши остаются в теле и вылезают в виде блоков, зажимов, а позднее – болячек и хронических заболеваний.

Еда – это привычка

Знаете ли вы, что еда – это привычка? Точнее не сама еда, а то, как мы едим, что именно, в какое время, с кем и по каким поводам.  Возможно, вы удивитесь, но есть в мире племена, где люди принимают пищу несколько раз в неделю, при этом они никогда не запасают еду впрок, и едят только тогда, когда пришлось и что попало.

А то, что касается того, как мы едим,  то тут каждый может представить, какое количество ритуалов, привычек, правил организации приема пищи придумано нашей культурой. Дни рождения, свадьбы, похороны, повышения на работе – все сопровождается едой и в довольно больших количествах. Мы даже не представляем – а что еще делать вместе, как не есть? Ведь это же так приятно! И это тоже накладывает свой жирный (во всех смыслах) отпечаток на формирование наших пищевых пристрастий.

Между тем, привыкание человека к жирному, сладкому и соленому может привести к тому, что более пресное и, например, вареное он есть просто откажется. А если постоянно с детства давать ему пареные и тушеные овощи, мясо, рыбу, практически не добавлять соль и сахар, то именно эта еда будет для него любимой, вкусной и привычной на всю жизнь!  Практически каждый может вспомнить свои любимые блюда из детства: «мамин пирог», «бабушкины щи», «детсадовские котлетки»…  То есть самый ранний опыт принятия пищи навсегда откладывается в памяти как самый «свой, любимый».

Читайте также:  Как обойти кризисы в семейных отношениях?

Но ни производителям пищевых продуктов, ни нам самим, взращенным на эмоциональной завязке с едой, невыгодно питаться здорово. Производители хотят продать побольше, а мы – «заесть стрессы».

Аппетит и голод

В идеале человек должен есть в соответствии со своим чувством голода, его ощущение мы чувствуем в желудке. А вот аппетит, который мы чувствуем на языке, связан с внешними раздражителями, с эмоциями и не выполняет физиологически обоснованной функции, то есть не идет во благо здоровью. Так что для того, чтобы поесть, нужно себя спросить:  «Я голоден?». И выбрать из максимума продуктов именно то, что хочется в данный момент.

То же касается и питания ребенка. Ваша задача – давать ему выбирать, его задача – кушать. Не хочет есть котлету с пюре, может съесть огурец. Не хочет огурец – может съесть яблоко. Если больше на сегодняшний обед ничего нет, значит, ребенок не голоден и поест тогда, когда проголодается, и выберет из тех продуктов, которые будут в тот момент на столе. Еще ни один ребенок не довел себя до голодной смерти! А родительская самооценка не должна приравниваться к количеству съеденной ребенком пищи.

Как нужно правильно есть?

Вот основные правила здорового питания с точки зрения психологии:

  1. Принимать пищу исходя из голода, а не аппетита. Это значит, что перед тем как организовать себе питание, нужно остановиться, прислушаться к своим ощущениям и очень тонко определить, что конкретно вы сейчас хотите съесть. Лучше пусть это будет еда «не по правилам», например, суп на завтрак или яичница на ужин, чем еда по расписанию и независимо от собственных желаний.
  2. Еда – это все, кроме воды. Чай, компот, яблоко – это все прием пищи. Поэтому когда вы едите первое, второе и десерт с чаем – считайте, что за один раз поели три раза. То есть съели больше, чем нужно организму. Лучше есть часто (можно даже очень часто), чем один раз в день, но много.
  3. Насыщение приходит через 1,5 минуты после проглоченного кусочка. Если есть медленно, насыщение придет раньше, чем вы доедите порцию. Соответственно, те, кто слишком быстро едят, переедают чаще.
  4. Кладите еду в небольшие тарелки. Чем больше тарелка, тем меньше кажется порция и наоборот. Лучше наложить «с горкой» на блюдце, чем посередине большого блюда.
  5. Никогда не ешьте перед телевизором, просмотром фильма или чтением книги. Доказано что человек так съедает на 30-50% больше, чем требуется, так как не чувствует, что уже давно сыт.
  6. Организуйте себе красивый прием пищи. Насколько это возможно, выбирайте тихое и спокойное время, кладите в красивую тарелку, оформляйте блюдо, наслаждайтесь каждым кусочком, видом, вкусом и запахом еды.
  7. Добавляйте в пищу чуть меньше соли и сахара, чем обычно. Так вы начнете ощущать настоящий вкус еды (и как метафора – вкус жизни) без усилителей вкуса.
  8. Если вам захочется чего-то специфического, чего на данный момент нет, тогда  попробуйте еще перебрать в уме и в ощущениях тела, что бы хотелось, от чего тело будет «радоваться».
  9. Не подкрепляйте поведение детей продуктами питания. Вообще никак не связывайте еду и личность или поведение ребенка. Еда отдельно – поведение отдельно. Плохо себя вел или хорошо, пусть всегда получает одинаковое количество и обычной еды и десертов.
  10. Не кормите ребенка насильно. Ведь особенность детского возраста – умение прислушиваться к себе и к своим потребностям. К сожалению, с возрастом и с усилиями  родителей, это умение притупляется, и ребенок начинает просто есть сколько дают и что дают. А в последствии и делать что говорят, не прислушиваясь к свои желаниям. Так теряется воля и мотивация к жизни, такие дети пассивны и вырастают в безинициативных и податливых взрослых.
  11. Не запрещайте ребенку потребление каких-либо продуктов. Лучше просто уберите их навсегда из дома, и никогда не покупайте. Исследования доказывают, что запретный плод становится очень вожделенным в силу психологического механизма – наличия самого запрета! Так, если дети раньше нейтрально относились к определенному продукту, то при наложении строгих правил по его употреблению, резко возрастает интерес к этому продукту и его «рейтинг» в списке любимых деликатесов детей. Лучше пусть продукты будут в свободном доступе, чем запретными.
  12. Вы удивитесь, но за несколько дней практики осознанного питания ваши пищевые пристрастия могут измениться до неузнаваемости! Вам никогда не придется думать о диетах, ведь вы будете есть по потребности, а не зажевывать стрессы! А куда со стрессами – спросите вы? Конечно к психологу, но это уже совсем другая история!
Читайте также:  Хотите привычку? или тренируем навык достижения...

Автор статьи: психолог-сексолог, Анастасия Гусева

Поделитесь этой информацией в соц. сетях
Последние статьи
Психотерапия и точка. Здесь психологи без лишних слов рассказывают о психотерапии. Плюс немного юмора :)