Психотерапевтическая работа с чувством стыда

Источник

Из толкового словаря живого Великорусского языка Владимира Даля:

Стыдъ — студъ — стыдоба;

  • чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничижения, самоосуждения, раскаянье и смиренье, исповедь перед совестью; чувство, которое возмущается при всяком нравственном нарушении непорочности, целомудрия и замыслов разврата; . стыдъ истинный, стыдъ совести — укоръ, угрызенье совести в дурном поступке; ложный стыдъ, стыдъ суетности, тщеславия — досада, негодование на изобличенье, на нарушение пустыхъ или превратныхъ светскихъ понятий;
  • срам, позор, посрамленье, поругание, унижение в глазах людей, застыванье крови от унизительнаго, скорбнаго чувства.

Стыд — одно из самых тяжело переживаемых человеком состояний. Это генерализованное переживание собственной «плохости», недостойности. Физически человек чувствует, как кровь приливает к щекам (покраснение) или, наоборот, отливает от лица (весь белый, безжизненный), тело вялое, тяжелое или нет ощущений, плечи опущены, глаза отводятся, хочется убежать, остаться одному, «сквозь землю провалиться». У стыда может быть три причины, его запускающие:

  • изменил себе, сделал что-либо предосудительное с точки зрения своих же ценностей; сам себе за это очень не нравишься, сам себе отвратителен, трудно себя за этот поступок простить, в народе говорили «бес попутал»;
  • интроект: родители или другие значимые взрослые научили стыдиться ошибок, сильно за них ругали, наказание не соответствовало проступку; при наказании присутствовала унижающая критика: например, «ты — растяпа, руки-крюки, опять разбил кружку», то есть страдала самоценность человека, и вместо вины («я сделал что-то не так, надо исправить последствия или извиниться») приходил стыд («я — никчемный, никудышний, во мне нет ничего хорошего»)
  • вторжение в интимность: кто-то чужой, посторонний нечто увидел (например, ворвался в туалет), услышал ваш приватный разговор или вы случайно оказались свидетелем интимности другого.

Терапевтическая работа в первом случае сводится к признанию вины перед собой, раскаянию и шагами к прощению.

Читать статью: «Психотерапевтическая работа с чувством вины»

В случае отравления интроектом, работа состоит в распознавании, ассимиляции послания и формировании собственной позиции!

  • описать конкретную ситуацию, где есть стыд и внутренний конфликт,
  • какое внутреннее послание (правило),
  • кто и когда об этом сказал, при каких обстоятельствах (если вспоминается),
  • с чем сейчас согласен, а с чем нет в рассматриваемой ситуации,
  • определить самому, есть ли вина или что-то стыдное,
  • ясно сформулировать собственную позицию (отношение).

Пример из практики

Почти все мы получили послание «уступай в транспорте место старшим». И продолжаем его получать, так как на редком окне в метро мы не увидим надписи «Уступайте места пожилым людям и инвалидам». Одна женщина на обучающей группе, где мы проходили тему работы с интроектами, рассказала такую историю:

«Мне 40 лет. Я сидела в метро очень уставшая. Мне было плохо, я начинала заболевать. Вдруг в вагон зашла женщина, с сумками, очень энергичная, она расталкивала всех, ругалась, кричала: «уступите бабушке место, где вас учили, ну и молодежь». Я вскочила, как ошпаренная. Она уселась на мое место, продолжая ругаться. Я стояла с ватными ногами, у меня плыли зеленые круги перед глазами. Я смотрела на эту «бабушку» и понимала, что ей может лет на пять больше, чем мне; что на ней пахать надо; что я сейчас упаду в обморок. Я не понимала, что заставило меня вскочить, да еще чувствовать стыд, что я не встала раньше…»

Это пример интроекта. Если этот интроект ассимилировать, то есть осознать и внимательно посмотреть, что в нем есть важного, можно прийти к интересным вещам: к тому, что, в принципе, это призыв к чуткости к людям, которые нас окружают. Исходя из этого, можно уступать место тем, кто выглядит больным или уставшим вне зависимости от возраста. Если ты сам плохо себя чувствуешь, то можно дать себе право сидеть и никому не уступать и т.д. Большая ценность этого правила для участницы была в сострадании. Именно это ей дало большой ресурс для развития. Она призналась, что она — христианка и многое в ее жизни определяется ее верой. Это понимание и признание права жить в согласии со своими ценностями позволило ей гораздо больше брать для себя на этом тренинге.

Иногда мы имеем дело с очень ранимыми людьми, у которых (в детстве было слишком много стыда и слишком мало принятия и поддержки. Почти любое их публичное действие может вызывать у них потерю самоценности и переживание стыда (низкая самооценка). Сложность терапевтической работы с ними в том, что они верят в то, что они жалкие и недостойные, что их не за что любить. Это послание «застилает им глаза», отравляет их. Они могут ценить других за самые незначительные удачи, но не могут посмотреть на себя «добрым, уважительным взглядом». Как будто они смотрят на себя через грязные черные очки. Здесь мы запасаемся терпением, так как предстоит кропотливая работа по выходу из слияния с этим интроектом (перестать в это верить!) и восстановлению самоценности (научиться вновь себя уважать и ценить!).

Пример из практики

К: Я жалкий, ничтожный (голос становится жестким, злым), за что не берешься — все у тебя не получается (сжимается, краснеет, говорит с сильными запинками)…

Т: Ты замечаешь, что ты себя сейчас критикуешь, унижаешь?

К: Нет. Это так привычно, как пластинка. Да, действительно. Но это правда! Я ничтожество! (опять краснеет и сжимается)…

Т. Какой эффект на тебя производят эти слова? Что с тобой происходит физически?

К: Щеки горят…мне хочется убежать, залезть куда-нибудь и не показываться. Слова трудно подбирать. А внутри опять я себя ругаю, теперь уже за это. Это очень похоже на то, как я вхожу в свое отчаяние!

Т: То есть — внутри тебя есть такой внутренний голос, который почти все время тебя критикует и стыдит, это производит на тебя такой эффект — ты входишь все больше в стыд, ты угнетен, подавлен, становишься отвратителен себе.

К: Да. Я никогда не думал, что я это делаю сам с собой!.. Но это же правда!

Т: Можешь представить себе, что когда-нибудь у тебя будет жена, ребенок — сын. У него может случиться трудный период в жизни. Он придет к тебе, ты ему скажешь: «Ты ничтожество! У тебя ничего не получается! Ты жалкий!»

К: Я так ему никогда не скажу! Это же больно!… (улыбается) Я понял про голос.

Т: Давай мы с тобой для начала научимся этого внутреннего критика замечать. И каждый раз, как ты его заметишь — у тебя будет работа: не верить, что это правда.

К: Хорошо. Это интересно. Хотя я не уверен, что у меня получится.

7.Проверь сейчас, не говорит ли сейчас за тебя твой критик?

К: Да. Говорит, что я не справлюсь.

Т: Я заметила, что ты сейчас как-то по другому отреагировал: ты не покраснел и не сжался.

К: Да, и это удивительно. Я чуть сильнее стал, что ли.

Т: Как бы ты мог ответить ему на это замечание? Что было бы правдой, но не унижением?

К: Я не всегда смогу его заметить, я не всегда смогу ему не поверить. Но я могу это делать иногда точно…

В этом же случае может помочь работа с ресурсами, то есть с позитивным опытом клиента:

  • воспоминаниями и о тех людях, которые обходились справедливо, ценили или принимали,
  • реконструкцией и перепроживанием тех мест, где было спокойно, безопасно, хорошо,
  • припоминанием способностей, талантов, успехов, достижений; обсуждение их, смакование и ценение с кем-то Другим, перед лицом Другого (например, с терапевтом),
  • придание других, современных смыслов тому, что было в детстве; позитивный взгляд на свои детские проступки и шалости.

Также стыд может испытывать человек, который отошел в некотором поступке от своих нравственных ценностей. Это может рождать глубокое раскаяние, и, вместе с тем, может дать удивительно ясное представление о границах себя, ведь в «грехе» человек получает опыт «переступания черты», переживает себя «не собой» или собой в крайнем проявлении.

Этот сильный опыт может сломить личность, вызвать отчаяние, потерю веры в себя, а может вызвать «экзистенциальный поворот» в судьбе, раскрыть сущность, дать силы для прорыва.

Ссылка на источник