Мелина Вагановна Овникян

Магистрант

Профессиональная идентичность как психологическая проблема

Тольятти, Тольяттинский государственный университет

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные подходы к определению профессиональной идентичности и идентичности личности целом. Существенную роль в становлении профессиональной идентичности играет личностное самоопределение.

Ключевые слова.Профессиональная идентичность, личностная идентичность, самоопределение личности, психология.

Проблема профессиональной идентичности находится на стыке интересов таких наук как психология и социология. Проблематика идентичности рассматривалась в западной психологии такими выдающимися деятелями, как А. Адлер, У. Джемс, З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг и др. В отечественной психологии проблема идентичности изучалась В.В. Абрамековой, М. М. Бахтиным, Е.П. Ермолаевой, И.С. Коном, В.С. Мухиной, В.И. Павленко.

Для начала рассмотрим понятие идентичности с точек зрения различных авторов.

Идентичность рассматривается и как чувство, и как совокупность знаний о себе, и как единство поведения, то есть мы можем говорить о том, что идентичность – это комплексное психологическое явление. Мы исходим из того, что идентичность есть совокупность всех свойств человека в уникальной структуре, которая может определяться и изменяться в результате определенной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды. Говоря об идентичности, мы делаем акцент на конкретном состоянии, то есть на конечном результате отождествления.

Понятие об идентичности в 1890 году появилось в работах У. Джемса («Принципы психологии»). У. Джемсом была разработана концепция осмысления личностью своей отождествленности, собственных границ и своего места в мире.

В концепции говорится о том, что человек думает о себе в двух плоскостях: в личном, где создана личная отождествленность и в социальном, где сформированы социальные представления индивида о себе.

Первым в начале 20 в. Термин идентичность в своих работах использовал З.Фрейд, чтобы обозначить самое ранее проявление эмоциональной связи с другим лицом.

Следует отметить, что термин «идентичность» ввел в научный обиход Э. Эриксон. Вот только он не дал точного и однозначного определения данного термина, в свою, очередь, выделив три разных смысла идентичности, рассмотрим их:

Читайте также:  Что такое психосоматика

1. бессознательное стремление к непрерывности жизненного опыта;

2. сознательное чувство собственной уникальности;

3. объединение с идеалами группы.

Г. Фогельсон представляет свою модель четырьмя видами идентичности:

1. реальная идентичность, описание индивидом себя «сегодня»;

2. идеальная идентичность – стремление индивида видеть себя тем, кем бы он хотел быть;

3. негативная идентичность, которой индивид избегает, каким он бы себя не хотел видеть;

4. предъявляемая идентичность – набор тех образов, которые индивид демонстрирует другим людям с тем, чтобы они своей оценкой повлияли на идентичность индивида.

Человек всегда стремится приблизить реальную к идеальной идентичности, чтобы тем самым увеличить расстояние между реальной идентичностью и негативной.[4]

В отечественной психологии понятие идентичности развивалось в границах исследований самоотношения и самосознания, следует отметить, что идентичность рассматривалась с точки зрения формирования человеком представлений о самом себе, как о личности.

В различных работах отечественных и зарубежных ученых можно столкнутся с такими понятиями как личностная и профессиональная идентичность.

Перейдем непосредственно к понятию о профессиональной идентичности. Итак, что же такое профессиональная идентичность и в процессе чего она формируется? Профессиональная идентичность формируется в процессе самоопределения и служит показателем профессионализма.

Профессиональная идентичность изучается такими учеными, как Л.Б. Шнейдер, Е. П. Ермолаева, М.В. Заковоротная, Д.Н.Завалишина, И.С. Кон и др.[1, 2, 3, 4, 5]

В психологии не существует единого подхода в определении профессиональной идентичности, так как каждый автор по-своему трактует смысл данного феномена. Рассмотрим некоторые из них. Итак, М.В. Заковоротная считает, что идентичность является состоянием принадлежности человека к некоторому целому, которое охватывает и субъективное время, и деятельность личности, и профессиональную сторону, и национальную культуру.

По мнению И. С. Кона, профессиональная идентичность – это наиболее востребованный вид социальной идентичности в современных условиях. Изменение социально-экономических условий жизни общества способствует появлению новых требований к профессии и к организации деятельности личности в целом. Новый социально-экономический уклад влияет на все сферы жизни общества, соответственно профессионал должен адаптироваться к новым условиям за счет своих усилий.

Читайте также:  Главная причина недопониманий - незнание психологических языков

Процесс рассмотрения подготовки современных профессионалов можно описать двумя словами: «идентичность» и «развитие».

Для того чтобы выжить в новых развивающихся социально-экономических условиях, противостоять конкуренции, обеспечить благополучную жизнь своим близким и удержать стабильность в стране, современные профессионалы должны быть способны к непрерывному развитию и анализу своего места в обществе. Говоря о развитии, мы подразумеваем постоянную направленность на профессиональный рост, новое качество работы, умение принимать правильные решения и ставить конкретные цели, обозначив пути их достижения.

Идентичность, в свою очередь, подразумевает осознанное внимание к вопросу о том «Кто Я?», данный вопрос преследует человека на протяжении всей жизни и от ответа зависит дальнейшая профессиональная деятельность человека. Поэтому растущий интерес к проблеме профессиональной идентичности является реакцией на изменение социально-экономических условий и новые требования к подготовке профессионалов.

Следует отметить, что существует точка зрения, согласно которой, профессиональная идентичность повторяет другие, уже устоявшиеся в психологии определения. Например, профессиональное самоопределение, профессиональная роль и статус. Данные понятия определяют истинную суть личностно изменения в процессе профессиональной подготовки и деятельности. Да, мы можем утверждать, что данные слова близки по смыслу, тем не менее, каждое из них имеет свое определенное значение.

Профессиональную идентичность можно отнести к числу тех понятий, в которых отражено комплексное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности. Кроме того, данное представление сопровождается определенными ценностями и мотивационными ориентирами, а также принятием и непринятием своей профессиональной идентичности.

Итак, Е.П. Ермолаева считает, что идентичность – это продукт длительного личностного и профессионального развития, который образуется на достаточно высоком уровне овладения профессией и представляет собой устойчивую согласованность базовых компонентов профессионального процесса, а именно, согласованность реальных и идеальных профессиональных представлений человека о себе.[2]

Если рассматривать профессиональную идентичность с данной точки зрения, то можно придти к выводу о том, что профессиональная идентичность – это регулятор, выполняющий стабилизирующую и преобразующую функции.

Читайте также:  Что именно зависит от мамы в аллергии ее малыша?

Под стабилизирующей функцией мы понимаем обеспеченность необходимой степенью профессионального центризма. А преобразующая функция зависит от широты изменения тех качеств, которые важны в работе и от степени идентификации себя с профессией. Отметим, что возможность адаптации выше у тех людей, которым свойственна широкая идентификация себя с профессией.

Необходимо учесть, что профессиональное становление личности является ведущей формой развития идентичности. Психологами выделяется два базовых вида идентичности: личностная и профессиональная. Безусловно, это два различных вида идентичности, но если рассмотреть их соотношение, то можно говорить о том, что личностная идентичность сопровождает представления индивида о своей профессиональной принадлежности. Также профессиональную идентичность можно считать личностным качеством, так как она является стимулом для профессионального и личностного становления, тем самым оказывая влияние на многие стороны мышления человека.[5]

Итак, подведем итог. На основе проведенного анализа научной литературы мы можем говорить о том, что профессиональная идентичность – это многомерный и сложный психологический феномен, который обеспечивает индивиду тождественность, целостность и определенность, развивается в ходе профессионального обучения в пространстве процессов личностного самоопределения.

Литература

1. Виноградов А.Н. Особенности развития личностной идентичности студентов // Социальное партнерство в деятельности психолога: теория и практика. Сб. Международной научно-практической конференции 15-17 мая 2015 г. Тольятти, ТГУ.2. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность: концепция и реальность [Текст] / Е.П.Ермолаева // Психологический журнал, 2001. Т. 22, № 4. С. 51–59.

3. Завалишина, Д.Н. Способы идентификации человека с профессией [Текст]/ Д.Н. Завалишина // Психология субъекта профессиональной деятельности. – М.; Ярославль, 2001. – С. 104 – 128.

4. Павленко, В.И. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии [Текст]/ И.В. Павленко // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 135 – 142.

5. Шнейдер, Л.В. Профессиональная идентичность [Текст]: Л.В. Шнейдер. – Москва: МОСУ, 2001. 256 с.

 

Поделитесь этой информацией в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *