Нарушения психического развития у детей: недоразвитие (олигофрения)


Типы дизонтогенеза по В.В.Лебединскому — Недоразвитие (первые проявления до 3 лет)

Олигофрения:

  • эндогенная (нарушения хромосомного набора, врожденные нарушения обмена)
  • экзогенная

Дети с данным типом нарушения развития различаются по степени умственной отсталости:

  • идиотия
  • имбицильность
  • дебильность

Диффузное (тотальное) повреждение незрелого мозга приводит к недоразвитию различных мозговых систем. При этом затруднено формирование иерархических связей между психическими функциями (воприятие, память, внимание), что напрямую связано отсутствием регулирующей функции мышления.

Для этого типа дизонтогенеза характерен:

  • Мотивационно-волевой дефицит. Неустойчивость мотивации — неспособность удерживать программу (дефицит регуляторных функций).
  • Недостаточность произвольного внимания.
  • Затруднение усвоения социального опыта, плохая обучаемость (Л.С. Выготский).
  • Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной реакции, в основе которой недоразвитие коры (С.Л.Рубинштейн)
  • Тотальность и иерархичность нарушений

Особенности психического развития. Познавательная сфера

  • Замедление темпа формирования психических структур;
  • Фиксации и застревания на различных фазах развития;
  • Умственная отсталость (обычно на уровне имбицилии);
  • Недостаточная познавательная активность (С.Л.Рубинштейн), низкая мотивация к познавательной деятельности;
  • Недоразвитие лобных долей (М.С.Перверзнер) и соответственно функций контроля за протеканием психической деятельности при относительной сохранности операциональной составляющей;
  • Затруднение усвоения социального опыта в силу недостаточности мозга — плохая обучаемость (Л.С.Выготский).

Теоретические размышления (Л.С.Выготский)

Что нарушено первично: аффект или интеллект? Отличительная особенность человеческой деятельности — осознанность и осмысленность. Конкретное действие человека имеет свою мотивацию. Патопсихологический эксперимент (К.Левин) с такими детьми показал, что у детей группы нормы введение новой мотивации могло способствовать проявлению волевого усилия в отношении активности, к которой пропал естественный интерес. Дети, уставшие и отказавшиеся рисовать круги, продолжили это делать после того, как им предложили научить этому младшую группу. При недоразвитии появление новых смыслов не приводило к продолжению деятельности. Что означало невозможность влиять на аффективную сферу «сверху». Так же для этой группы была характерна низкая способность к смысловому замещению. Дети, которых оторвали от интересного занятия, могли не захотеть вернуться к нему в будущем, если символически завершили его в следующем задании (хорошая способность к замещению). Эта способность отсутствовала у детей с олигофренией.

Эмоциональная сфера

  • Замедление темпа развития эмоциональной сферы;
  • Страхи;
  • Не формируется интерес к преодолению трудностей (сверхприспособляемость);
  • Соматовегетативный способ реагирования на стресс приобладает (болезнь, сон, ступор, двигательное возбуждение);
  • Инструментальная привязанность (любят того, кто покормит);
  • Малая дифференцированность, бедность оттенков переживаний, слабость борьбы мотивов;
  • Эмоциональная вязкость, ригидность;
  • Неспособность подавлять аффект, склонность к импульсивным аффективным реакциям;
  • Склонность внушению, конформизму;
  • Неспособность или сниженная способность к волевым усилиям;
  • Ритуалы и автоматизмы в поведении преобладают.

Теоретические гипотезы

  • Сеген — в основе лежит отсутствие элементарных волевых побуждений (мотивационная природа расстройства). Соответственно не могут прилагать свои умения.
  • К.Левин. Пытается вывести природу умственной отсталости из нарушений аффективной сферы. Изучал процессы психического насыщения и влияния неудовлетворенной потребности.
  • Л.С.Выготский. Дефицит произвольности при реализации психических функций. Страдает произвольная память, произвольное внимание и т.д.
  • В проективных методиках проявляется бедность фантазии.

Поведенческие проявления

Ведут стереотипный образ жизни во взрослом возрасте. Дети делают то, что им предлагают и не переключаются длительное время, не склонны к спонтанной самостоятельной активности. Могут часами повторять отдельные операции — не пресыщаются. Обучение большему количеству репертуаров поведения позволяет повысить разнообразие деятельности, а также количество умений и навыков.

Высшие психические функции

Восприятие. Страдает уровень анализа и синтеза воспринимаемого.

Моторика. Однообразие, неритмичность, замедленность, плохая пластичность. Синкинезии. Неустойчивость мышечного тонуса, неловкость произвольных движений, бедность мимики, жестов, наличие лишних действий, заторможенность.

Речь. Обычно нарушена больше, чем другие ВПФ, но слабее, чем интеллект. В речи мало отражена функция обобщения, страдает смысловая сторона. Сокращение активного (грубее) и пассивного словаря. Грамматический строй речи нарушен. Недостаток понимания компенсируют исполнением. А.Р.Лурия писал о нарушении регулирующей функции речи (роль речи в саморегуляции).

Мышление. Интеллект обычно страдает в наибольшей степени.

  1. Личностно-мотивационный уровень (регуляторная функция нарушена)
  2. Операциональный уровень (относительно сохранен)
  3. Динамический аспект (инертность)

Затруднено формирование понятий, не простраиваются логические схемы (неспособность обобщения).

Недостаточность развития практического интеллекта.

Память.

  • Натуральная, механическая память м.б. лучше нормы (10 слов)
  • Интерференция повышена.
  • Смысловая организация и опосредование снижают эффективность запоминания.
  • Смысловая память также нарушена.

Внимание.

  • Недостаточность, снижение объема.
  • Неустойчивость.
  • Произвольное внимание страдает больше. Там, где нет внимания, не м.б. места хотению (Геллер).

Сохранные зоны, психические ресурсы

Легко приспосабливаются в случае возможности организации активности извне, способны к трудовой деятельности, отношениям, соблюдению и поддержанию устоявшегося режима. Могут благополучно адаптироваться, но тяжело переносят интеллектуальные нагрузки, ситуации неопределенности, стрессовые события, изменяющие привычный уклад.

Читать также: Дифференциальная диагностика — задержанное развитие.

Ссылка на источник