Моя внутренняя ведьма

В мифах многих народов мира говорится о том, что предки человека сочетали в себе как мужские, так и женские черты – были андрогинами, и боги, руководствуясь какими-то только им известными мотивами, разделили человеческое существо пополам. Мужчины с тех пор привыкли смотреть футбол, женщины – красить ногти, и потому мало кто из нас обращает внимание на то, что в психике каждого есть довольно внушительное образование, соответствующее гораздо больше противоположному нам полу, нежели нашему собственному.

Способность мужчины выражать свои чувства и быть эмоциональным, полнее чувствовать свою жизнь и наслаждаться ею, как и способность женщины к творческому и логическому мышлению отражают эти две внутренние фигуры, которые Юнг назвал Анимой и Анимусом. Какими бы мифологически окрашенными ни казались все объяснения, которыми юнгианцы в несколько слоев покрывают эти фигуры, факт остается фактом: первая фигура противоположного пола, с которой нам жизненно необходимо выстроить отношения, – мы сами.

Практика: мало кто из нас принимает для себя реальность нашего внутреннего мира – потому он вынужден заявлять о себе окольными путями. Знакомится молодой человек с девушкой, и видит в ней свой идеал: и поет, и танцует, и с чувством юмора все в порядке, красива собой, и нет пределов его счастью, пока через некоторое время она не предстанет перед ним совершенно другим человеком. И в очередной раз говорит себе молодой человек, что не найти ему идеала – тогда как носит он этот идеал постоянно в себе, проецируя его на любую более или менее подходящую для этого кандидатуру.

Один из клиентов Юнга был трижды женат: первый раз на пианистке, затем на художнице, и в третий раз на актрисе. По мнению Юнга, выбор этого мужчины диктовала ему его Анима: его творческий потенциал, который он так и не реализовал (клиент хорошо писал, но писательской деятельностью не занимался), находил выход через брак с творческими женщинами. В определенном смысле наш партнер воплощает собой что-то, что нам необходимо понять о себе.

Особенно рельефно заметна игра Анимы и Анимуса при обращении за помощью супружеских пар. Супруги, прожившие какое-то время вместе, приходят к психологу с жалобой на постоянные немотивированные ссоры. Оба замечают, что в жизни себя не ведут так, как в ссорах друг с другом. Путем анализа удается выяснить, что супруга имеет обыкновение в такие моменты переходить к абстракциям, рассуждать о прописных истинах, бросать колкие замечания, и это все вызывает в ее муже все накапливающееся раздражение, и он – обычно спокойный и рассудительный – испытывает эмоциональный взрыв, вслед за которым супруга надолго становится причиной и источником его плохого настроения.

В то же время гневную ссору можно перевести в рамки нормального конструктивного конфликта, если супруга скажет конкретно, что ей не нравится, а супруг поделится тем, что он чувствует, и чего бы хотел чувствовать. А не происходит этого потому, что Анима и Анимус, обделенные вниманием, поворачиваются своей темной стороной, и тогда мужчина уже не видит, как он проецирует на женщину свою внутреннюю ведьму, а женщина не понимает, как может жить с сущим дьяволом, который незаметно вырывается из нее же самой. При этом оба партнера могут друг другу помочь: мужчина – спросив, чем на самом деле возмущена женщина, а женщина – поинтересовавшись, чем расстроен мужчина и почему он сердится. Как показывает опыт, после таких искренних вопросов, слово переходит от наших внутренних фигур к нам самим, и ссора сходит на нет.

Совет: чтобы не проецировать на других своих внутренних партнеров, попробуйте прислушаться к ним и понять, чего они от вас хотят. Потому что их потребности – в конечном итоге, потребности ваши, и построение диалога со своим внутренним партнером – залог успешных отношений с партнером реальным.

Написано для ruspioner.ru.

Ссылка на источник