Кто ты будешь такой

У каждого из нас есть свои идеалы, стремления, цели и другие образы себя, которым мы хотели бы соответствовать не в неопределенно-далеком будущем, а здесь и сейчас (желательно не прилагая к этому особых усилий). Вещи это вполне доброкачественные – именно они дают нам потенциал для развития, ту дельту между «уже» и «еще не», которую мы в течение жизни стараемся перейти.

В то же время, часто они настолько далеки от нашего сегодняшнего состояния (а то и вообще недостижимы), что у нас возникает искушение начать в такой образ играть, используя соответствующие атрибуты: одежду, статусные предметы, слухи про себя и, разумеется, наглую ложь – любимый всеми психологический инструмент воздействия на окружающих. Наиболее фактурно дилемму «быть тем, кто ты есть, или казаться кем-то другим» и то, как мы ее бессознательно разрешаем, можно заметить на первых свиданиях и встречах выпускников. И – да – большинство выбирает казаться, причем и в другое время тоже.

Популярность имиджмейкеров уже постепенно приводит к тому, что любые переговоры ведутся не столько между представителями компаний, сколько между их костюмами и эмалированными авторучками. Специалисты по имиджу знакомы с известным экспериментом на пешеходном переходе: исследователи измеряли количество народа, готовое перейти на красный свет вслед за первым нарушителем, и обнаружили, что за строго одетым (статусным) нарушителем пойдет гораздо больше народа, чем за одетым более свободно.

Даже такая, казалось бы, мелочь, как цвет – тоже влияет на наше восприятие весьма значительно. Судьи в профессиональном спорте оценивают команды, одетые в черную униформу, как более агрессивные. Те же, со временем, начинают действительно вести себя более агрессивно – подтверждая сложившееся восприятие.

Эффект первого впечатления достаточно силен: мы действительно имеем тенденцию воспринимать людей такими, каким мы их увидели вначале. Однако чем больше времени проходит с первого впечатления, тем больше накапливается «системная ошибка» – массив несоответствий между увиденным вначале и потом. И тогда имидж, первоначально работавший на вас, начинает играть на поле противника, выставляя вас обманщиком. А имидж обманщика – совсем не тот, к которому большинство из нас стремится.

Практика: клиентка одного терапевта полтора года ходила к нему на сессии, прежде чем смогла сформулировать для себя простую мысль: считая, что ее не примут такой, какая она есть, она постоянно играла выдуманные роли. К этому она привыкла в детстве, когда ее мать, стремясь реализовать в ней то, что не смогла реализовать в своей жизни сама, давала множество указаний о том, как себя необходимо вести, при этом постоянно критикуя дочь.

Последняя понимала, что если она не будет соответствовать ожиданиям матери, то ничего кроме ссор не получит, – так и родился ее личный миф: «если меня будут видеть другой, меня будут любить». У детей еще нет внутреннего ресурса, который они могли бы использовать, чтобы противостоять сложностям взрослого мира, потому детские травмы так глубоко сидят в нас и так долго прорабатываются.

В то же время, повзрослев, мы этот ресурс обретаем, и клиентка впоследствии нашла в себе силы углубить формулировку, дойдя до базовой проблемы (и успешно ее решив) : «я не люблю себя такой, какая я есть». А вы себя любите?

Совет: пытаясь казаться кем-то другим, вы живете для других и, в конечном счете, теряете возможность проживать свою жизнь так, как хотелось бы вам. Подумайте, насколько малоценной вы считаете свою собственную жизнь, что ею так распоряжаетесь.

Написано для ruspioner.ru.

Всё о развитии человека и самопознании

Ссылка на источник