Кризисы в клиент-терапевтических отношениях. Часть 2


Второй кит: готовность придерживаться заявленных условий

Любому, с кем я начинаю работу, я озвучиваю правило отмены сессий. Оно звучит следующим образом:

«Встреча (консультация) может быть отменена или перенесена не менее чем за 24 часа до предполагаемого времени начала сеанса, выбранного по общей договоренности. При более поздней отмене пропущенный сеанс оплачивается. В случае несвоевременного предупреждения об отмене или переносе встречи с моей стороны, я обязуюсь предоставить ближайшую встречу бесплатно».

Я пишу это правило на трех часто посещаемых страницах сайта, потому что однажды услышала в свой адрес фразу: «если бы я знала, что у вас есть такое неадекватное правило, никогда бы к вам не обратилась…». Тогда я подумала, что действительно незачем было так взаимно разочаровываться. Поскольку я не допускаю возможность отказа от данного условия, лучше бы о нем узнавали как можно раньше.

Это действительно помогло избежать лишних взаимных разочарований. Однако… Сейчас, когда на первой встрече я озвучиваю условие отмен, то чаще всего получаю ответ: «Да, я читал(а) и согласен(-на) с ним». Но потом, рано или поздно, случается такой переломный момент, когда этому правилу впору вступить в силу, и с большим (к моему удивлению) процентом вероятности происходит неожиданное исчезновение клиента из отношений (без ответов на почту, телефон или пр.). Иногда перед исчезновением приходит вопрос: «я пропустил(а) из-за <уважительная причина>, мне нужно оплачивать?» (я отвечаю на этот вопрос — «да, нужно»).

Когда я только начала практиковать, я вообще не могла поверить своим глазам, ушам и другим органам чувств, которые могли бы зафиксировать «исчезновение». Между нами же произошло столько всего хорошего и значимого?! Мы же так долго были вместе! Так друг другу нравились! Столько пережили… Мы же с самого начала договорились и т.д.

Недавно, благодаря, в том числе Елене Анатольевне Пуртовой, у которой мне посчастливилось учиться и перенимать аналитическую мудрость, я хотя бы выбрала подходящую себе стратегию реагирования на подобные ситуации исчезновения. И заодно окончательно сместилось мое отношение к этому. Вначале я со слабо осознаваемой тревогой мечтала, чтобы ситуация несвоевременной отмены со стороны клиента никогда бы не наступила (то есть не могла разрушить имеющиеся отношения). Сейчас я со смирением отношусь к приходу этого момента, и в каком-то смысле мне гораздо легче, если подобный случай наступит раньше и укажет на истинную складывающуюся хрупкость или надежность отношений.

Третий кит: трагическое неудовлетворение ожиданий

Это такая ситуация, когда психолог что-то сделал невпопад. Причем именно тогда, когда клиент, наоборот, очень-очень хотел, рассчитывал и нуждался в том, чтобы все было сделано самым подходящим образом. Тогда сильная эмоция клиентского гнева, обиды и разочарования заново ставит ребром все вопросы, связанные с доверием. Однако, если подобная ситуация пережита без разрушения отношений клиентом или терапевтом (который тоже может «поверить» и среагировать слишком буквально на предъявленные эмоции), то это большая веха в становлении отношений.

Ссылка на источник