Кризисы в клиент-терапевтических отношениях. Часть 1

Некоторые развилки уникальны для конкретно сложившихся отношений. Однако, существуют кризисные моменты универсальные. То есть те, которые повторяются от человека к человеку, независимо от содержательного контекста отношений. Насколько мне известно, из материала супервизий, коллеги сталкиваются с похожими «впечатлениями» (сейчас ниже их опишу), так что я склонна не приписывать эти явления специфике своей личности или тому, как конкретно на меня реагируют люди.

Я хотела бы обозначить в данном тексте неизбежные перекрёстки — четырёх китов для будущих отношений. (На мой взгляд, те же развилки и кризисы имеют место не только в психотерапии, но также и в отношениях романтических или каких-либо других долгосрочных, значимых; разумеется проявляются там в других видах и должны быть описаны на иных примерах).

Раньше мне хотелось обрасти спокойствием за отношения сразу, соразмерно рождающейся симпатии к человеку, появившемуся в моей жизни. Когда случался положительный разговор, совместный опыт или когда я получала обратную связь о том, что была полезна, интересна — в эти моменты я начинала чувствовать большую уверенность в отношениях, клиентскую симпатию к себе, а также свою в его (её) адрес.

Сейчас симпатия, положительные моменты в общении и уверенность в отношениях для меня не сцепленные между собой параметры. Я «мрачный ожидатель» четырёх китов, которые либо станут фундаментом отношений, либо разрушат их как карточный домик, а мне останется лишь смотреть и что-то про это чувствовать, как-то к этому относиться.

Первый кит: эпизодические или регулярные отношения?

Начну с организационных моментов. Пример жёсткой (не равно жестокой) границы, когда психолог позиционирует, что готов работать только на условиях фиксированной частоты (2 раза в неделю, 1 раз в неделю, или через неделю) и никак по-другому. В одной из версий правил встречи нельзя отменить без потери денег даже заранее: все пропущенные встречи до официального окончания терапии оплачиваются, даже если клиент может предупредить о своём отъезде за год. То есть, если договорились о частоте раз в неделю, психолог, независимо от всего текущего, получает от клиента «зарплату» соразмерную одному приходу в неделю. Альтернатива: различные версии правила отмены сессий и переносов (о нем будет подробнее ниже).

Самая нежесткая граница — это вообще отсутствие правил, на которых бы специалист настаивал (то есть приравнивал их несоблюдение к необходимости завершить отношения).

Я придерживаюсь пока «гештальтистских» настроений в этом вопросе. Это означает, что если я сразу могу договориться (и это целесообразно) на «регулярные» отношения с определенной частотой, я это делаю. Потому что мой профессиональный интерес и навыки направлены в первую очередь либо на долгосрочные отношения, либо на разовые консультации (от одной до десяти последовательно проведенных встреч). P.S.: Не знаю, предпочитает ли кто-нибудь из специалистов прицельно эпизодические отношения?! А если «да», то на какие идейные предпосылки они опираются…

Однако если поведение обратившегося человека имеет какую-то динамику, которая создаёт невозможность «регулярности», то я считаю самодостаточно полезным разобраться в корнях (истоках) этой невозможности. Для этого нужно на время войти в режим «нетребовательного наблюдения» за происходящим. Альтернативная традиция брать в работу только тех, кто готов «на берегу» включаться в отношения с договоренностями.

Также бывает, что люди приходят в состоянии неуверенности, подозрительности и опасений: смогут ли вообще мне помочь или обманут, ранят, воспользуются, не поймут… Тогда, пока первичные опасения не будут каким-либо образом закрыты, договариваться о регулярности и строить планы на будущее затруднительно.

Переходный этап без ясных обещаний и планов (кроме, условий отмены), если он возникает, я для себя не обозначаю ни как регулярные, ни как эпизодические отношения.

Теперь об эпизодических отношениях. Это отношения, которые не имеют устойчивой частоты и построены на фразе: «а можно мне записаться на консультацию на завтра или на то время, когда вы ближайшее сможете?».

Мне видится за этим жанром отношений два распространенных клиентских устремления:

  • удовлетворение спонтанно возникающих потребностей (хочу получить отклик на это…) без готовности включиться в «отношения» со всеми вытекающими «ответственностями», радостями, возможностями развития и неудобствами
  • найти баланс между стыдом и «необходимостью»: когда есть идея, что необходимо справляться самому, но иногда, когда состояние совсем уж выходит из под контроля…

Еще эпизодичность может возникать как разворачивающийся внутренний конфликт на какую-либо тему. Это интересное место для описания и размышления, но если я здесь остановлюсь, то выбьюсь из основного контекста данной статьи — киты, перекрестки и кризисы в отношениях.

Любопытное наблюдение: в моей практике эпизодические отношения ни разу не перерастали в регулярные (переходный этап случалось, что становился долгосрочными отношениями, см. ранее). Поэтому пока мой вывод, эпизодичность не может быть «исправлена», поэтому на неё можно только либо согласиться, либо объявить о своей неготовности вступать в такой формат отношений.

Ссылка на источник