Где я, а где не я

Все мы тревожимся по поводу тех или иных событий, происходящих в нашей жизни, и потому выстраиваем границы — возводим стены, которые защищают нас от источника тревоги, выполняя функцию замкового рва. Но иногда происходит так, что наша тревога становится чрезмерной, и тогда мы в попытке обезопасить себя начинаем расширять эти границы, включая в «защищенную территорию» все больше и больше внешних по отношению к нам объектов. Автоматически защита этих внешних объектов становится для нас такой же важной, как и защита собственного «Я», ради которой это все затевалось, круг замыкается, и границы разрастаются безмерно.

Если мы понаблюдаем за собой в жизни, то окажется, что достаточно много времени и энергии мы тратим на подчеркивание своего социального статуса: показываем тем или иным образом свою роль в группе, подчеркиваем престиж нашего положения аксессуарами, доказываем свои познания в какой-то области, хвастаемся достижениями или акцентируем сексуальную привлекательность. Все эти вещи, как и многие другие, прочно срастаются с нами, и мы себя уже не представляем без них.

«Я» – уже не только «Я», но и мои связи, моя привлекательность, мой статус и мои роли, карьера, тело, деньги, власть, настроение и страхи. И если кто-то покусится на наш статус или мы будем вынуждены уйти с работы, мы почувствуем себя глубоко уязвленными – так, будто из нас вырвали кусок. Рано или поздно мы приходим к парадоксу: все эти объекты мы включали в свое поле для того, чтобы защитить наше «Я», но чем больше таких внешних объектов мы используем для идентификации, тем более уязвимыми мы становимся. Теперь практически любой удар судьбы будет воспринят нами как личная обида.

Практика: казалось бы, две совершенно разные клиентки с различными проблемами, каждая со своим запросом, обратились за помощью к психологу. Первая, описывая проблему, с которой она пришла, сделала достаточно большой акцент на том, что ей ее решить жизненно необходимо, поскольку от нее страдают уже много лет ее подчиненные на работе, партнеры по бизнесу так или иначе чувствуют слабину, мужу не нравятся ее упаднические настроения, дети чувствуют отчужденность, родственники косо смотрят. В конце она добавила, что и ей самой некомфортно.

Вторая недавно узнала о том, что больна хроническим заболеванием, которое ставило крест на ее занятиях любительским спортом: походах, катании на лыжах и многих других радостях, к которым она привыкла. Когда она произносила свое «я не могу этого делать», сложно было не почувствовать, что говорит она это не просто с грустью – для нее это трагедия.

Обе достаточно сильно идентифицировали себя с чем-то, внутренне говоря себе «Я – мой спорт» или «Я – моя работа». Первая испытывала большое давление на эту свою идентификацию, и потому ощущала тревогу. Вторая потеряла возможность идентифицировать себя с тем, с чем она идентифицировала себя в течение длительного периода своей жизни – в каком-то смысле она потеряла себя.

Бюдженталь использовал в своей работе одно хорошее несложное упражнение, которое вы можете выполнить прямо сейчас, и которое помогло обеим клиенткам иначе подойти к решению своих проблем. Их попросили написать на карточках восемь ответов на вопрос «кто Я?», затем расположить карточки так, чтобы наверху оказался наименее важный для них ответ, внизу – наиболее важный. А затем просили по три-четыре минуты концентрироваться на каждой карточке, представляя себе то, что они от этого атрибута отказываются.

Проходя весь цикл и последовательно отказываясь от все более значимых для себя вещей, человек замечает, что в конце все равно остается что-то, что у него есть, пусть он и отказался от остального. Это переживание углубляет его понимание как проблемы, так и целей, которые он ставит перед собой в ее решении: обе клиентки в результате достаточно сильно изменили первоначальные запросы, поставив на первое место уже себя как «Я» и свои желания.

Совет: средневековые мистики много думали над словами «Я не есть мое тело, мои чувства и мои мысли». Размышляя над такими словами, вы так или иначе помогаете себе лучше понять себя, свои желания и стремления, и отмежеваться от внешнего, наносного.

Написано для ruspioner.ru.

Ссылка на источник