Эра маниаков

Как вы считаете, как должен выглядеть успешный человек сегодня? Если обратить внимание на прессу и ТВ, книги по популярной психологии, рекламу и другие социальные феномены, активно модифицирующие наше мировосприятие, то образ сложится вполне однозначный. Это будет перманентно улыбающийся и неунывающий, позитивно мыслящий человек с активной жизненной позицией и хорошим настроением, в нерабочее время посещающий все возможные культурные мероприятия, все время в движении, ищущий новые впечатления и людей, сексуально активный и постоянно самореализующийся. Иными словами, собирающий сливки с диагностических критериев мании – расстройства настроения, характеризующегося повышенным эмоциональным фоном.

Появление и укрепление в массовом сознании этого тренда запустило цепную реакцию: теперь любое отклонение от описанного портрета влечет за собой неизбежное падение самооценки – одинокие люди избегают общаться с парами, считая, что те смотрят на них как на неудачников; любое снижение настроения интерпретируется как неумение управлять своей жизнью; а желание провести вечер дома за книгой – уже чуть ли не подрыв всех устоев социума. Этим, разумеется, активно пользуются маркетологи, выводящие на рынок все больше продуктов, ассоциируя их исключительно с таким образом жизни, само по себе непотребление которых уже расходится с социально желательным образом человека успешного.

Психиатры, стоящие на позициях экзистенциальной феноменологии, с середины прошлого века говорят об особых отношениях, складывающихся между «Я» пациента и окружающим миром, которые проявляются вовне симптомом, ценным для человека. Возникает чувство, что основанное ими движение антипсихиатрии было успешно подхвачено нашим коллективным бессознательным, и границы «нормального» для нас расширились.

Бороться против такого сильного социального мифа вряд ли разумно, впрочем, как и вообще ничего с ним не делать. Мы так или иначе попадаем в различные ситуации, где чувствование и проявление тревоги, гнева, страха или грусти естественно. А ощущая в эти моменты давление со стороны социально одобряемого «улыбающегося» образа, мы попадаем в ловушку между двумя противоположно направленными векторами – что вынуждает нас отказываться либо от себя, либо от общества. Само собой, ничего кроме невроза это нам не принесет.

Но и нецелесообразность активного сопротивления мифу не исключает возможности его переформулировать лично для себя. На терапевтических группах, семинарах и тренингах, тематически связанных каким-то образом с эмоциями, их осознаванием, переживанием или управлением ими, первое, от чего отучает группу хороший тренер – это от привычки называть эмоции позитивными и негативными. Любая эмоция несет в себе определенное качество, которое само по себе не имеет знака – напротив, это мы приписываем ему знак в том или ином контексте. А восприятие мира с точки зрения многообразия контекстов позволяет применять или не применять «маниакальную» маску уже осознанно и в соответствии с самостоятельно заданными целями.

Выводы: психические расстройства представляют собой усиление тенденций, присущих и вполне здоровым людям, и это значит, что то или иное психическое состояние может становиться частью социального мифа, тренда, желаемого образа или социально-одобряемого поведения. Как когда-то невротические салонные барышни, расширяющие сознание хиппи или депрессивные романтики Серебряного века, мы чувствуем (или думаем, что чувствуем) на себе давление окружающего нас общества, и стремимся соответствовать его требованиям.

Совет №1: обращайте внимание на контекст. Маниакальность может как органично вписываться в ситуацию, так и быть золотым зубом в гнилом рту.

Совет №2: пусть выбор «быть в тренде или быть собой» для большинства и неочевиден, – живите так, как чувствуете в данный момент, а не так, как того от вас ждут.

Написано для ruspioner.ru.

Ссылка на источник