Психосоматика: взгляд из транзактного анализа

Доброго времени суток!
Если Вы читали предыдущие статьи, Вам уже знакомо понятие психосоматики.

Напомню, что речь идет о болезни, как следствии длительного и некомфортного эмоционального состояния, либо психологической травмы. Сегодня же я предлагаю Вам познакомиться с таким методом терапии психосоматических заболеваний, как транзактный анализ (далее, ТА).

ТА позволяет понять, какое состояние, чувство или поведение было заблокировано в определенном периоде жизни и нашло единственный выход – через тело. Причем, чем более ранний запрет (блок), тем более ярко выражена психосоматика. Это правда очень интересно и понятно! Приступим? 🙂

Структура личности

Транзактный анализ удобен и эффективен тем, что он открыт для Клиента. Это значит, что психолог  может простыми словами объяснить Вам, как и почему работает метод.

Именно с этой целью мы сейчас поговорим о том, что является основой в транзактном анализе. Это сделает многое понятным, и не только в плане психосоматики.

ТА присуща очень простая и понятная структура личности. Схематически она изображена слева. В личности каждого из нас содержатся три компонента. Они называются эго-состояниями. Каждое из них формируется на разных периодах жизни и отвечает за то, как мы ведем себя в тот или иной момент жизни. Давайте знакомиться с ними ближе!

  1. Родитель (Р) – сюда попадают вербальные и невербальные послания о том, как правильно, как неправильно, как надо и как нельзя. Тут находится то, что принято называть родительскими установками, стереотипами, общепринятыми нормами, разрешениями и запретами. В Родителя попадают послания не только от прямых родителей, а от всех взрослых людей, которые были важными для нас в детстве. Они могут быть как полезными (важно заботиться о себе), так и вредными (никому нельзя верить).
  2. Дитя (Д) – сюда попадает наш собственный эмоциональный из разных возрастов детства. В этом состоянии много чувств, потребностей и энергии. Из Детского состояния мы можем реагировать так, как отреагировали когда были детьми. К примеру – съеживаться от страха, когда кричат; злиться вместо того, чтобы плакать; радоваться при виде воздушных шариков, бунтовать в ответ на контроль, бояться сказать «нет» и другие эмоциональные реакции. Счастье, печаль, гнев и страх – аутентичные (то есть настоящие) эмоции живут в Детском эго-состоянии.
  3. Взрослый (В) – это состояние осознанности, полного контакта с реальностью. Это про пребывание «тут и сейчас», холодный анализ, принятие решений, лишенных чужих установок и автоматических реакций. Это состояние очень продуктивно и безопасно, однако постоянно находиться в нем – не лучшее решение. В личной жизни и при воспитании детей, к примеру, эмоциональная составляющая просто необходима. Взрослый же является отличным переговорщиком между Родительскими посланиями и Детскими потребностями. С его помощью находится оптимальное решение.

Эго-состояния Родителя и Ребенка – это не про контакт с реальностью. Это либо реакция «как мама/папа/тетя/учительница» – Родитель, либо про реакции «как тогда» – Дитя.  

В норме мы все периодически «прыгаем» из одного состояния в другое, в зависимости от ситуации. Это не хорошо и не плохо, это естественно. Важно не застревать и не реагировать стереотипно из одного эго-состояния.

Причины психосоматических заболеваний

ТА рассматривает не только личность в виде структуры, но и взаимодействие на разных уровнях между разными людьми (например, Р-Д, Д-Д). Сначала, пока мы маленькие, мы наполняем нашего Родителя реакциями и словами важных для нас людей. И, увы, не всегда это правильные реакции и слова.
Сначала «зародыш» нашей психосоматики выглядит так:

Вы видите послания (это всего несколько из сотен возможных примеров), которые порождают внутреннюю неспособность к осознанию эмоций и потребностей. Ведь мы не рождаемся со знанием того, что какое-то ощущение в теле или чувство – это гнев или радость. Это задача родителей, назвать и признать эмоцию.

Со временем реальные взрослые люди, которые дают эти послания как бы «встраиваются» в наше подсознание и становятся частью нашей личности, Родителем (Р). Это естественно, ведь другой информации и собственного опыта у ребенка пока  недостаточно. У взрослого человека эта структура продолжает влиять на поведение.
Это называется внутриличностный конфликт и это есть основа для психосоматики:

Обе части – Родитель и Ребенок одинаково сильны. Одна – это естественные потребности, не удовлетворяющиеся долгое время, другая – это установки о том, как нужно жить и работать, что подумают люди и чем страшно удовлетворение потребности. Если Родительская часть перевешивает, то потребности остаются, но не удовлетворяются. Остается определенный эмоциональный след (гнев, страх), который тоже не находит выхода.

Обычно сильные телесные реакции, вроде замирания, ступора, паники в ответ на решаемые вещи – реакции очень раннего детства, когда родительские послания были гарантом сохранности и удовлетворения жизненно важных потребностей. Тогда, не имея возможности сказать или попросить, или уйти или еще хоть как-то повлиять на ситуацию, – маленький ребенок реагирует единственным доступным ему образом – через тело, оставаясь один на один со всей гаммой чувств и отсутствием безопасности.

Что тогда происходит? Если есть стимул, то должна быть и реакция. Если отреагировать вовне, не получается… остается реагировать внутри. Чем больше эмоции, как непроявленной потребности, остается внутри, тем сильнее ее влияние на организм. Влияние заключается в том, что внутренние переживания обуславливают изменение химического состава крови, тонус мышц и сосудов. А физиологические реакции усиливают эмоциональное состояние.

Психотерапия как лечение

Когда ко мне приходит Клиент, он редко приносит свою психосоматику. Обычно заболевание или болезненное состояние случайно всплывает в контексте («А еще у меня случаются панические атаки», « … и тогда у меня сильно болит живот», «… а потом у меня пошли проблемы с кожей»).

Психотерапия обычно начинается с исследования Вашей личной истории. Ваш рассказ и Ваши психосоматические симптомы помогают понять Вас лучше.

В процессе работы мы делаем следующее:

  • находим и разрешаем внутренние конфликты;
  • уравновешиваем структуру личности;
  • устраняем влияние травмирующих ситуаций и тем самым «лечим» Ребенка;
  • делаем реакции осознанными, а не автоматическими;
  • учимся реагировать на стресс из «здесь и сейчас», а не из прошлого и не так, как кто-то;
  • учимся слышать себя и находить безопасные способы удовлетворения потребностей Дитя  без стыда и вины, без контроля Родителя;
  • учимся чувствовать чувства и не получать моральной расплаты.

В большинстве случаев, говоря о психосоматике, мы имеем в виду «выпадение» в ранний детский опыт. А это значит, что в детском возрасте имело место событие, когда в состоянии страха или гнева вместо поддержки и безопасности был получен запрет на это чувство, игнорирование потребности. В этом случае ребенок, в силу возрастных особенностей, принимает подсознательное решение не проявлять свой страх или гнев, а реагировать так, чтобы получить нормальную реакцию взрослых. И находясь под таким влиянием долгое время, выпростает человек с привычными телесными реакциями.

Психосоматика болезней – это огромное поле для исследований и обсуждений. Я точно знаю одно – психосоматические заболевания без психотерапии не лечатся. Есть много разных методов и направлений, которые работают с психосматикой. Но самое главное – найти не свой метод, а своего психотерапевта. Ведь в психотерапии главный инструмент – это психотерапевт.

Еще про психосоматику Вы можете почитать тут.

Если у Вас есть вопросы (а их, должно быть, немало) – я жду их в комментариях либо в личных сообщениях (справа есть форма обратной связи). Также я с готовностью приму Вас в кабинете и помогу Вашему лечению.

 

Поделитесь этой информацией в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *