Когнитивные искажения Часть 3.

Здравствуйте, друзья!

Тема когнитивных искажений находится в постоянной разработке. В современной психологической науке появляются новые данные об ошибках мышления у человека. Переосмысляются события прошлого ввиду открытия явления когнитивных искажений. В этой публикации мы рассмотрим следующую тройку типичных когнитивных ошибок. Остальные статьи данной рубрики можно прочитать по ссылкам: часть 1, часть 2.

Мысленный фильтр.

Если у человека включен мысленный фильтр, то он учитывает только неудачи и прочие негативные моменты. Полная картина происходящего игнорируется. В результате появляются мысли, ведущие к усилению негативных эмоций. Например:

В этот раз я оплошал (возможно в первый и в последний раз), что говорит о том, что я “лузер”.

Один плохой результат по контрольной (наряду с несколькими хорошими) свидетельствует о том, что я лентяй, который не мог как следует подготовиться.

Казалось бы, что может быть проще, чем посмотреть на ситуацию без мысленного фильтра? Увидеть её именно такой, как она есть на самом деле и адекватно отреагировать.

Однако, есть здесь некоторые трудности… Дело в том, что именно мысли в конкретной ситуации влияют на наше поведение. И если мы уже мыслим с ошибкой, то соответственно и поведение будет с ошибкой. Ошибочное поведение в свою очередь приводит к негативным последствиям, и далее снова по кругу. Мысли – поведение – реакция среды (последствия) – мысли …

Ключом для выхода из замкнутого круга будет анализ и исключение ошибочного мышления.

Чтение мыслей

Трудно спорить с фактом наличия невербальной информации (мимика, жесты, поза, запахи и пр.). Мы читаем нашего партнера по общению как с листа бумаги еще до того, как он обмолвится первым словом. Однако, этот навык полезен часто для определения эмоционального состояния партнера по общению. Догадки о его мыслях в данный момент – это наука тонкая, и не ошибиться здесь практически невозможно. Не смотря на невозможность чтения мыслей, мы часто уверены в том, что знаем мысли окружающих, и отказываемся принимать во внимание другие, более вероятные возможности.

Примером могут служить следующие распространенные мысли:

Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе.

Они подумают, что я спятил

Не молчи на меня, я знаю, о чем ты подумала!

А на самом деле наши предположения мыслей других людей не что иное, как проекции на другого человека своих собственных мыслей и установок. Так бы подумали Вы, а не Ваш партнер по общению. Однако у людей могут быть совершенно иные мысли, основанные на их убеждениях. Самый верный способ узнать мысли другого человека — это не гадать, а спросить.

Сверхгенерализация

Это формулирование обобщающих негативных выводов, выходящих далеко за пределы текущей ситуации. Такая ошибка мышления помогает человеку накручивать себя до предела. Голова “ходит кругом” и спотыкается о слова “никогда”, “всегда” и “вообще”.

Примером могут быть такие типичные мысли:

Мне не весело на этой вечеринке, видимо я никогда не научусь получать удовольствие от общения.

Поскольку я чувствовал себя не в своей тарелке на встрече, я не умею знакомиться с людьми.

Даже в малом мне трудно себя переделать, я всегда как «бельмо на глазу» семьи.

Если мы прекратим заниматься сверхгенерализацией в своем мышлении, то полюбить себя станет намного проще. Те выводы о себе и о других людях, сформированные под влиянием этой когнитивной ошибки после пересмотра еще некоторое время будут присутствовать в Вас из-за ошибки эмоционального обоснования (см. часть 2). Мы чувствуем и верим в то, что себе напридумывали. Пора от этого избавляться и заменять дисфункциональные мысли более соответствующими действительности.

Остальные статьи данной рубрики можно прочитать по ссылкам: часть 1, часть 2.

Следите за обновлениями и не пропустите продолжение рубрики!

Искренне ваш, Александр Усольцев!

  1. Бек, Джудит С. Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. – М.: ООО “И.Д. Вильямс”, 2006. – 400 с.: ил. – Парал. тит. англ. стр 148.
Поделитесь этой информацией в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *