Оптимальный возраст, когда ребенку лучше начинать ходить в детский сад – это 3-4 года. В 3 года у детей появляется желание больше общаться с другими малышами. Помимо других приготовлений немаловажным фактором является адаптация в детском саду. Советы психолога помогут вам понять, каким образом быстрее и легче адаптировать малыша к посещению садика.
Когда ребенку приходится поменять привычную домашнюю обстановку рядом с мамой на детский сад, где множество незнакомых детей, незнакомые взрослые люди, новый режим, питание, игрушки, то несомненно все это вызывает у него стресс. Ранние подъемы по утрам также вызывает негативную реакцию малыша.
Содержание статьи:
Психологическая и физическая адаптация в детском саду.
Говоря условно адаптацию в детском саду можно разделить на 2 категории: на физическую и психологическую. Физическая адаптация это создание привычки к:
- Ежедневным прогулкам в новом месте
- Иному распорядку дня
- Множеству контактов со сверстниками
- Другой еде.
Психологическая адаптация подразумевает под собой новые правила поведения и подчинение им, необходимость расставания с мамой. Также при посещении детского сада кроха чувствует меньше заботы и внимания от взрослых. Таким образом, начиная ходить в садик, малыш находится в состоянии нервного перенапряжения.
Все дети в различной степени привыкают к детскому саду. У кого-то этот период длится всего лишь пару недель, а у кого-то может затянуться и на полгода. Но в любом случает не стоит отчаиваться, а лучше проявить терпение и, соблюдая советы психологов, вы сможете облегчить адаптацию вашей крохи.
Условно можно выделить быструю, среднюю и медленную адаптацию.
Быстрая адаптация в детском саду
При быстрой адаптации очень легко создается привычка к детскому саду, примерно за 1 месяц или даже меньше. При этом не наблюдается каких-либо значительных и длительных ухудшений в поведении малыша, на здоровье тоже никак не отражается.
Поведение ребенка при быстрой адаптации:
- Малыш легко отпускает маму из детского сада и остается без истерик, заходит в группу без страха и других негативных эмоций.
- Общается с другими детьми и воспитателем.
- Вечером делиться произошедшими за день событиями.
- Играет игрушками из детского сада
- У малыша не наблюдаются резких перепадов настроения
Средняя адаптация
Психологи считают, что средняя адаптация в детском саду длится 1-2 месяца. Дети, которые адаптируются к саду в средней степени, начинают часто болеть. Эмоционально ребенок кажется спокойным. У малыша нет особых трудностей в общении. Частые болезни – это признак того, что ребенок подвергается воздействию вирусов и бактерий от других детей.
Поведение при средней адаптации у малыша:
- Не очень хорошо прощается с мамой, практически не обходится без слез, но быстро успокаивается
- Без проблем играет со сверстниками после небольшой настороженности
- Когда воспитатель пытается заинтересовать какой-либо игрушкой, то ему это удается
- Спокойно относится к замечаниям, способен придерживаться режима
- Не всегда имеет желание разговаривать с воспитателем
- Иногда не подчиняется правилам, но все же легко соглашается с правилами
Медленная адаптация
Если у ребенка медленная адаптация, то ему достаточно тяжело влиться в обстановку детского сада и наладить отношения с другими детьми и воспитателями. Такие дети часто болеют и находятся в унылом состоянии подавленности. В таком случае малышу необходима помощь и поддержка взрослых, чтобы выработать привычку к детскому саду, также стоит воспользоваться консультацией детского психолога.
Поведение при медленной адаптации:
- Не хочет отпускать маму из сада, потом весь день проходит в ожидании, когда за ним придут родители
- Ребенок не проявляет желания общаться с другими детьми и воспитателем
- Игрушки не отвлекают кроху от грустных мыслей
- Ребенок замкнут и даже агрессивен, отказывается играть
- Когда воспитатель хвалит малыша или же делает замечание, то реагирует испугом – плачет или прячется
Советы родителям:
Пока ребенок адаптируется в детском саду, задача родителей поддерживать его и облегчить стрессовое состояние. Для любого ребенка родители – это его опора и защита. Именно поэтому родители должны помочь своему малышу почувствовать себя «в своей тарелке» в условиях детского сада.
- Хорошим решением будет предварительно готовить кроху к детскому саду. Расскажите ему, что такое детский сад, для чего нужно туда ходить, что там можно делать, а что нельзя.
- Также неплохой подготовкой будет создать дома такой же режим для ребенка, какой будет в детском саду. Узнайте заранее у воспитателя, в котором часу будут завтрак, тихий час и прогулка. И придерживайтесь этого режима дома.
- Пробуйте оставлять малыша на какое-то время с бабушкой, тетей или кем-либо другим из родственников. Пусть у ребенка будет создана привычка к тому, что мама может иногда отсутствовать.
- Познакомьте малыша с воспитателем заранее, еще до первого дня в детском саду. Тогда он будет уже знакомым человеком для ребенка, и ему проще будет с ним общаться.
- Можно дать малышу с собой одну из его любимых игрушек. Таким образом, она будет напоминать ему о доме, и также ребенок сможет наладить контакт с ровесниками, когда они попросят поиграть этой игрушкой.
- Чаще ходите с крохой на детскую площадку, приглашайте других детей в гости, чтобы развить навыки общения.
- Даже если ребенок ведет себя капризно и нервозно не нужно ругать и наказывать его, это только усугубит ситуацию. Малыш находится в стрессовом состоянии, поэтому лучше окружить его заботой и теплотой, чтобы он чувствовал себя нужным.